- Владимир Иванович, расскажите, пожалуйста, чем была вызвана проблема контроля давления воды в системе водоснабжения?

- Воду нам передали с октября 2002 года. До этого мы были чисто канализационщики - канализационные сети и очистные сооружения. Система водоснабжения пришла к нам в запущенном состоянии, со многими проблемами. В частности была проблемы такого порядка: в южной части города, где проживает основное население города Луховиц, часто рвались чугунные сети диаметром 150-200 мм. Причём порывы происходили где-то в районе 5-7 часов утра. В это время как раз включают насосы для подачи воды в трубопровод. Очень было похоже на гидроудар. Труба лопалась вдоль или поперек, как ножом отрезанная.

Были, также, жалобы машиниста водозаборного узла, особенно в ночное время, что ни с того ни с сего давление либо падало, либо поднималось.

Первая проблема предположительно была связана с созданием гидроудара в трубопроводе в результате неправильного (быстрого) открывания задвижек машинистами на водозаборных узлах. Руководство неоднократно обращало внимание на то, что надо более плавно открывать задвижки. Однако, непосредственные исполнители этой операции, на наши инструктажи и просьбы не всегда обращали внимание. Здесь работает человеческий фактор ответственности. А он, к сожалению, не у всех пока высокий. Проконтролировать этот процесс было очень сложно.

Решить эту проблему нам помогли электронные самописцы по температуре и давлению ИС-210.2 фирмы «Техно-АС». Температурные каналы нас пока сильно не интересовали, а вот давление мы взяли под контроль. Мы провели контрольные измерения и показали обслуживающему персоналу, что теперь их работа находиться под постоянным контролем. Мы проводим измерения с интервалом 4-6 секунд. Люди увидели графики изменения давления в трубопроводе по времени в течение всей рабочей смены. И очевидно именно это дало свои положительные результаты. С момента, как был установлен ИС-210.2 и были показаны обслуживающему персоналу графики реального контроля изменения давления по времени, порывы на трубопроводе прекратились. Думаю, что нам удалось взять под контроль не только давление, но человеческий фактор.

Вторая проблема, которую нам удалось выявить – это несанкционированный разбор воды. Такая проблема, очевидно, существует не только у нас. Одним движением или желанием этот вопрос не решить. Но главное, что ситуация стала контролируемой. Сейчас мы четко видим на графике, полученном с помощью ИС-210.2, в какое время появляются «провалы» по давлению в системе водоснабжения.

Третий важный для нас вопрос, который помогают решить электронные самописцы – это общий контроль состояния давления в системе в течение суток. Получаемые графики дают нам полную картину состояния дел по наиболее важному для нас показателю – давлению. Теперь мы стали как бы с глазами.

Нельзя сказать, что раньше мы были совсем без этого контроля. На ряде объектов у нас стоят старые круговые бумажные самописцы. Но с ними больше проблем, чем полезной отдачи. Заправка чернилами, смена бумаги, постоянное засорение перьев и т.д. Частые растекания чернил при записи, низкая точность не дают уверенности в получении надежного конечного результата.

С появлением ИС-210.2 эти проблемы у нас снялись сами собой. Прибор прост в обращении. Получаемые результаты можно просматривать как в табличном варианте, так и в графическом. Дискретность и точность полученных измерений нас абсолютно устраивает. Отчетные документы очень наглядны. Они удобны для анализа. Вот допустим, в какой то момент отключился насос. Программное обеспечение прибора позволяет на графике это участок «растянуть» по времени. Это удобно для более детального анализа данной ситуации.

- Владимир Иванович, как часто раньше у вас происходили прорывы труб, с какой периодичностью?

- Ну, раз в один-полтора месяца.

- Можно ли как-то экономически оценить внедрение приборов?

- Да, конечно. Сейчас жизнь такая, что заставляет считать деньги. И естественно нашей задачей является хоть чуть-чуть снизить затраты. Аварийная ситуация, ведь она не только материально, но и морально убивает. Порой 5-10 человек сразу выходит на аварию. И мы остаёмся там до полуночи и в мороз и в слякоть. Если оценить грубо, то такая авария выходит от 20000 рублей и выше. Если она затягивается на сутки, а это не редкость, то она нам обходится более чем в 40000 рублей. Грубо говоря - одна авария стоит как один прибор. Я считаю, что он себя уже материально окупил. Плюс еще моральное удовлетворение, которое в рублях оценить сложно.

Мы собираемся и дальше работать с этим прибором. Есть ещё больные точки. Например - улица Лесная. Это отдельная улица снабжается с двух точек и там нестабильное водоснабжение. Я рассчитываю в этом месяце установить приборы там и решить имеющиеся проблемы.

Начальник отдела Котов Ю.П.